Прерыватель указателей поворота схема

Прерыватель указателей поворота схема

Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:

   Автомобильная электроника



Электронные прерыватели указателей поворотов

На большинстве современных автомобилей устанавливаются контактно-транзисторные прерыватели указателей поворотов, которые обеспечивают большую стабильность частоты переключений и одновременное мигание ламп левого и правого бортов указателей поворотов при аварийной остановке автомобиля.

Контактно-транзисторные прерыватели указателем поворотов состоят из задающего генератора импульсов, выполненного на транзисторах, коммутатора сигнальных ламп, представляющего собой электромеханическое реле, устройства контроля исправности сигнальных ламп и их цепей, защитного устройства для предохранения элементов прерывателя от перегрузок в момент короткого замыкания в цепи сигнальных ламп.

На автомобили с 24-зольтовым напряжением в бортовой сети устанавливаются указатели поворотов с прерывателем РС951А, например, на автомобили КамАЗ.


Задающий генератор прерывателя выполнен на транзисторах VI, V6, V8 по схеме астабильного генератора с обратной электромеханической связью. Задающий генератор управляет- работой коммутатора сигнальныл ламп Д1 и определяет частоту включения и продолжительность их горения. Реле К2 и КЗ включают контрольные лампы указателей поворотов тягача и прицепа в кабине водителя. С)й?ма защиты от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп выполнена на тиристоре V2 я транзисторе V3. Все элементы прерывателя снонти-рованы на печатной плате, которую устанавливают в пластмассовый кожух. Подключение прерывателя к бортовой сети автомобиля осуществляется с помощью штепсельного разъема.

Прерыватель работает в двух режимах: сигнализации направления поворота и сигнализации аварийной остановки.

Рис. 1. Эдактронные прерыватели а — схема электрическая принципиальная указателя поворотов с прерывателем боковых повторителей поворота; НЗ— лампы задних указателей поворота боров; s2 — переключатель поворотов; s3 — выключатель аварийной сигна прерывателя указателей

Первый режим задается при включенном выключателе приборов S1 переключателем указателей поворотов S2 р обеспечивает мигание сигнальных ламп левого или правого борта в зависимости от положения переключателей поворотов. Схема работает следующим образом. При включенном выключателе S1 и нейтральном положении переключателя поворотов все транзисторы задающего генератора закрыты, так как потенциал базы транзистора VI, определяемый делителем напряжения R1, R2, ниже потенциала эмиттера, который задается резисторами R4, R5. Транзистор VI закрыт и соответственно закрыты транзисторы V6, V8, так как каждый предыдущий транзистор включен в цепь базового тока последующего. При закрытом транзисторе V8 обмотка реле К1 обесточена и его контакты разомкнуты.

При замыкании контактов реле К1 потенциал эмиттера транзистора VI повышается, так как через резистор R7 и диод V5 ток прекращается. Однако транзистор VI остается в открытом состоянии, так как в этот момент начинается заряд конденсатора С1 по цепи: « + » прерывателя — резистор R14 — контакты реле К1 — конденсатор СУ — резистор R3 и далее по двум параллельным ветвям: резистор R1, и переход база — эмиттер транзистора VI — резистор R4 — корпус автомобиля. Ток заряда- конденсатора С1 создает на резисторе R1 дополнительное смешение и пока конденсатор заряжается, транзистор VI остается открытым. При прекращении заряда конденсатора радение напряжения на резисторе R1 уменьшается и транзистор VI запирается, что приводит к запиранию транзисторов V6, V8 и обесточи-ванию обмотки реле” KU контакты реле /С/ размыкаются. И в этот момент начинает разряжаться конденсатор С1. Путь тока разряда: конденсатор С1 — переключатель поворотов — обмотки реле К2, КЗ — нити сигнальных ламп —корпус автомобиля —резистор R1, резистор R3. При разряде конденсатора потенциал базы . транзистора VI уменьшается, и он остается запертым. После разряда конденсатора транзистор VI вновь открывается и описанный процесс повторяется. Таким образом, частота и время включения сигнальных ламп обусловлены зарядно-разрядными процессами в конденсаторе С1 и определяются постоянными времени заряда Реле К2, КЗ своими контактами включают контрольные лампы в кабине водителя при протекании через их обмотки суммарного тока сигнальных ламп. Если одна из сигнальных ламп перегорит-или в ее цепи будет обрыв, то ток через обмотки реле К2, КЗ уменьшается и реле не включают контрольные лампы в кабине водителя, что сигнализирует о неисправности в цепи сигнальных ламп как тягача, так и прицепа. В то же время частота мигания исправных ламп.не изменяется и определяется задающим генератором прерывателя.

В случае короткого замыкания в’ цепи сигнальных ламп срабатывает защитное устройство, так как ток через проволочный резистор R1’4 резко увеличивается и транзистор V3 отпирается, подавая положительный потенциал на управляющий электрод тиристора V2. Тиристор V2 открывается, увеличивая потенциал эмиттера транзистора VI. Транзистор VI запирается, вызывая в конечном итоге размыкание контактов реле К1, что предохраняет от сгорания обмотки реле К2, КЗ и от подгорания контакты реле К1. Диод V4 служит для ограничения напряжения между базой и эмиттером транзистора V3. Конденсатор С2 предохраняет схему защиты от срабатывания при возникновении случайных импульсов в бортовой сети.

Цепочка из резистора R11 и диода V7 защищает транзистор V8 от э. д. с. самоиндукции обмотки реле К1, возникающей при запирании этого транзистора. Диод V9 и резистор R13 обеспечивают более надежное запирание транзистора V8. Диод V10 предохраняет схему прерывателя от обратных напряжений, возникающих при коммутациях в бортовой сети автомобиля.

Режим сигнализации аварийной остановки включается выключателем аварийной сигнализации S3 при переводе его в положение I. При этом к прерывателю подключаются сигнальные лампы обоих бортов тягача и прицепа одновременно, помимо выключателя приборов S1 и переключателя поворотов S2. «Плюс» аккумуляторной батареи подается к прерывателю через контакты 2—6 выключателя аварийной сигнализации; импульсы напряжения на сигнальные лампы обоих бортов подаются от разъёма П прерывателя через замкнутые контакты 8, 5, 4. Режим работы прерывателя при сигнализации аварийной остановки не изменяется. При включении аварийной сигнализации одновременно с сигнальными лампами мигает лампочка, вмонтированная в рукоятку выключателя аварийной сигнализации, что свидетельствует о ее включении.

В настоящее время разработан бесконтактный унифицированный прерыватель указателей поворотов, рассчитанный на напряжение бортовой сети 12 и 24В.

Бесконтактный прерыватель имеет те же режимы работы, что и рассмотренный выше прерыватель РС951А. Включение режимов обеспечивается выключателями того же типа, что работают совместно с РС951А.

Задающий генератор прерывателя выполнен на микросхеме А1 и транзисторах -V4, V5. Транзистор V4 управляет работой коммутаторов сигнальных ламп, которые выполнены на транзисторах VI (для левого борта) и V9 (для правого борта). Наличие отдельных коммутаторов для сигнальных ламп разных бортов определяется большими коммутационными токами при включении аварийной сигнализации. Разделение их на два канала уменьшает величину тока, коммутируемого транзистором в режиме аварийной сигнализации. Переключатель поворотов подключает к транзистору V4 один из указанных, коммутаторов при сигнализации направления поворота, соединяя гнезда П и ЛБ или П и ПБ. При включении аварийной сигнализации выключатель аварийной сигнализации подключает к транзистору V4 оба коммутатора, соединяя гнезда П, ЛБ, ПБ. Транзисторы коммутаторов пропускают ток к сигнальным лампам при открытом транзисторе V4, который при этом отпирает транзистор VI или V9, или оба вместе. Путь тока к сигнальным лампам левого борта (тягача и прицепа): « + » источника питания — резистор R3— эмиттер—коллектор транзистора VI и далее через измерительные обмотки LI, L2, L3 устройства контроля к сигнальным лампам.

Для защиты от токов коротких замыканий в цепи сигнальных ламп, транзисторов VI, V9 и измерительных обмоток в прерывателе имеется устройство защиты, -исполнительным элементом которого является тиристор V6, В случае короткого замыкания в цепи сигнальных ламп левого или правого борта резко возрастает напряжение соответственно на резисторах R3 или R11, что приводит к отпиранию транзисторов V2 или V7, через которые подается положительный потенциал на управляющий электрод тиристора V6. Тиристор открывается, выключает генератор (срывает генерацию) микросхемы, транзисторы V5 и V4 при этом запираются. Запирание транзистора V4 приводит к запиранию транзисторов коммутаторов сигнальных ламп и прекращению тока через них. Диоды V3, V8 предназначены для исключения взаимовлияния левого н правого каналов схемы защиты.

Для контроля за исправностью каналов сигнальных ламп в прерывателе предусмотрено устройство контроля, которое состоит из измерительных обмоток L1-L6, магнитоуправляемых герметизированных контактов герконов) В1—ВЗ, транзисторов V10 и VII. Герконы располагаются внутри измерительных обмоток, причем на каждом герконе намотано две обмотки, контролирующие ток в правой и левой сигнальной лампе. Ток сигнальных ламп, протекая по измерительной обмотке, создает магнитное поле, под действием которого замыкаются контакты геркона. При замкнутых контактах геркона открываются транзисторы V10, VII, через которые подводится ток к контрольным лампочкам, расположенным в кабине водителя. Транзистор VII включает контрольную лампу прицепа, транзистор V10 — тягача. Так как у тягача контролируются сразу две лампы (передняя и задняя), то на базу транзистора V10 подается отпирающий сигнал через два последовательно соединенных геркона, поэтому контрольная лампочка тягача включается лишь при замыкании обоих герконов, т. е. при исправности цепей передней и задней ламп указателя поворотов.

Читать далее: Особенности диагностирования электронных систем

Категория: - Автомобильная электроника


Главная → Справочник → Статьи → Форум

Прерыватель указателей поворота схема

Похожие записи:



Как сделать чтобы флешка была как hdd

Как сделать перерасчет за газ без счетчика

Веселые подарки каталог